Сайт объединения профсоюза РДХ ВО - UNREGISTERED VERSION

Перейти к содержимому

Главное меню

Мотивация профсоюзного членства

Председателю ППО
 

МОТИВАЦИЯ
ПРОФСОЮЗНОГО ЧЛЕНСТВА

(Методический материал)


1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Мотивация профсоюзного членства – это комплексная система мер, форм и методов работы, способствующая росту профсоюзных рядов, укреплению профсоюзных структур, повышению авторитета и влияния профсоюзных организаций в трудовых коллективах.
 Как показывает практика, необходимость в профсоюзах существует и сегодня, не смотря на то, что позиции и авторитет профсоюзных организаций на сегодняшний день невелики, но, тем не менее, статус общественной организации дает возможность профессиональным союзам поставить себя в равное положение с органами власти и работодателем. Основным преимуществом профсоюзов в данном случае становится численность его членов, чем их больше и чем сплоченнее члены профсоюза, тем больше у них шансов привлечь внимание к своим проблемам не только работодателей, но и органов власти.
 Сохранение и рост численности любого профессионального союза, построенного на индивидуальном членстве и фиксированных членских взносах, является залогом его жизнедеятельности в соответствии с Уставом и действующим российским законодательством на длительную перспективу.
 От численности и финансовой базы профсоюза зависят его авторитет и возможности по представительству и защите интересов не только своих членов, но и всех работников на предприятии, в отрасли, на уровне субъекта Российской Федерации или в целом по стране.
 Работа по укреплению профсоюзных рядов, мотивации профсоюзного членства требует постоянного совершенствования ее форм и методов, придания ей определенной системности, отнесения мотивации профсоюзного членства к приоритетным направлениям деятельности всех структурных организаций профсоюзов.
 Изменение системы экономических отношений в 90-е годы в России сказались на всех сферах общественной жизни, и профсоюзные организации не исключение. Основной удар был нанесен по профсоюзному членству, которое неумолимо продолжает сокращаться и по сей день.
 Мотивация профсоюзного членства снижается и потому, что изменяется структура производства. Растет число производств, в которых профсоюзы всегда традиционно были слабы – малых и средних предприятий. Расширение их числа – серьезный вызов профсоюзному движению, которое пока не готово к адекватной работе с работниками на таких производствах и в таком виде.
 Изменяется структура занятости. Появились такие понятия, как частичная, неполная занятость. Для человека, который работает одновременно в двух или трех местах не является ценностью, определяющей необходимость его жизни, каждое конкретное место его работы.
 Все больше и больше приобретают значение индивидуализированные виды труда, когда человек привлекается к работе по контракту, как специалист, а не как просто отдельно взятый представитель нетворческой профессии. И туда, в эти отрасли, в первую очередь стремится попасть молодежь. А значит, для нее мотивация профсоюзного членства снижена еще больше.
 В значительной степени на мотивацию влияет ослабление организационной работы профсоюзных органов. В ряде первичных профсоюзных организаций профсоюзные собрания проводятся один раз в три-пять лет и только отчетно-выборные. В лучшем случае, в соответствии с Уставом, один раз в год. Переход многих председателей профкомов на неоплачиваемую работу отрицательно отражается на всей деятельности профсоюзов.
 Профсоюзы, не смотря на все усилия, отстают в информационном плане. Мы живем в информационных проектах прошлого века, когда информация не была столь важна, столь значительна, столь серьезна.
 Как только профсоюзное движение ослабляет свой натиск, расслабляется, отступает, так немедленно образовавшийся вакуум заполняется самой махровой либеральной идеологией, людьми, которые способны своими действиями, своими подходами отбросить нас по трудовым отношениям в XIX век. Многие СМИ просто блокируют реальную жизнь.
 Находясь под полным влиянием предпринимательских кругов, правительства, телевидение, да и значительная часть не профсоюзной прессы, стремятся игнорировать профсоюзы, искажать события и факты.
 У профсоюзов отсутствуют реальные механизмы, позволяющие донести положительную информацию до конкретного пользователя. А не информированность членов профсоюза не позволяет в полной мере отражать деятельность первичных профсоюзных организаций, особенно в критических ситуациях, что в большинстве случаев влечет за собой отток работников из членов профсоюза, а иногда и создание альтернативных профсоюзов.
 Немаловажной с точки зрения мотивации профсоюзного членства является сама личность профсоюзного лидера, тем более председателя профорганизации. Организация будет жить и будет востребована людьми, если у нее будет дееспособный костяк, вокруг которого все формируется. Остовом являются те люди, которые выбрали своей профессией заниматься делами людей, работать в профсоюзах.
 Многие из проблем мотивации невозможно решить иначе, как непосредственно в трудовых коллективах, поскольку реальная результативность выполнения профсоюзами своих функций ощущается работниками на примере деятельности их профкома. Огромная мотивационная нагрузка ложится при этом на коллективный договор. Это – главный механизм, с помощью которого профком может осуществить и закрепить собственный статус в жизни предприятия, организации.
 Заключение коллективного договора позволяет упорядочить взаимоотношения между работодателями и коллективом предприятия. Процедура подготовки и заключения коллективного договора, его исполнения – это реальное участие профсоюзной организации и ее членов в управлении предприятием, которое поднимает престиж профсоюза.
 Исходя из вышеизложенного, цель мотивации профсоюзного членства должна заключаться в раскрытии через все формы деятельности профсоюзных организаций преимущества работников, состоящих в профсоюзе, перед работниками еще не присоединившихся к профсоюзу.
 Осуществляя меры по мотивации профсоюзного членства, профорганы должны заботиться о росте численности профсоюзных организаций и, следовательно, их силе и финансовой устойчивости. При этом необходимо учитывать внешние и внутренние условия мотивации.

2. ВНЕШНИЕ УСЛОВИЯ МОТИВАЦИИ


 Внешние условия мотивации связаны с созданием положительного имиджа профсоюза в трудовом коллективе организации, среди социальных партнеров.
 Реализуя эти условия на уровне организации, профсоюзный комитет может использовать многочисленные формы:
 - участие председателя и членов профсоюзного комитета в собраниях трудового коллектива, совещаниях с информацией о деятельности и результатах работы профсоюзной организации, ее роли в жизни предприятия (организации)
 - проведении отчетных собраний о деятельности первичной профсоюзной организации;
 - информировании коллектива путем наглядного материала (профсоюзные уголки, настенные информационные стенды, стенные газеты, информационные памятки, специальные выпуски информационных бюллетеней, экспресс- и агит-листовки), новых информационных технологий (Интернет, сайты ФНПР, ЦК профсоюза, областного объединения организаций профсоюзов, областной организации профсоюза, первичной профсоюзной организации);
 - проведение «дней открытых дверей профсоюзной организации», «дней профкома», «дней председателя профкома», «дней профсоюзной информации» и т.д.;
 - регулярные выступления председателя областной организации профсоюза, профсоюзного актива профкома на страницах областной газеты «Трибуна» (специальные отраслевые выпуски газеты «Трибуна»), выступления председателя профкома на страницах многотиражной газеты, презентации отдельных номеров, рубрик газет, викторины, обсуждение статей на профсоюзные темы и др.;
Формированию положительного отношения к профсоюзу способствует внимание к каждому члену коллектива, учет потребностей, нужд работников, организация деятельности профкома по различным направлениям:
 - культурно-массовой и досуговой деятельности, в том числе проведение тематических вечеров, экскурсий, туристских походов, организация физкультурно-оздоровительной работы среди членов профсоюза и членов их семей, пропаганда здорового образа жизни (физкультурные группы, «дорожки» в бассейне, турниры, спартакиады, секции и т.д.);
 - охраны труда и техники безопасности (выполнение соглашения по охране труда и плана мероприятий по технике безопасности, участие в работе совместных комиссий по охране труда, обучение и организация работы уполномоченных (доверенных лиц) по охране труда).
 Особое место в работе по мотивации профсоюзного членства занимает деятельность первичной профсоюзной организации с молодежью, молодыми специалистами. Многие молодые люди, приходя на предприятие (организацию), практически ничего не знают о профсоюзе. В этих целях необходимо проводить с ними большую разъяснительную работу, издавать для них специальные памятки, предусматривать в коллективных договорах специальные разделы по работе с молодежью, созданию им дополнительных льгот и гарантий. Желательно, чтобы при каждой первичной организации был создан Молодежный совет, через который проводить разъяснительную работу с молодежью, различные акции такие, как «Вступай в профсоюз!» и др.
 Профкому необходимо организовывать встречи с профсоюзными работниками и активом других организаций, специалистами вышестоящих профсоюзных структур, деятелями культуры, и т.д., чтобы жизнь работников была насыщенной и интересной.
 Большие возможности в работе по формированию имиджа профсоюза заложены в таких мероприятиях, как конкурс «Женщина года», «Профсоюзный авангард», совместные мероприятия со службами социальной защиты населения, участие в общегородских, общерайонных и областных мероприятиях.

3. ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ МОТИВАЦИИ


 Внутренними факторами мотивации выступают результаты защитной деятельности профсоюза и стиль работы выборных профсоюзных органов, председателей профсоюзных организаций, состояние профсоюзной демократии, организаторской информационной работы.
 Чтобы создать благоприятные условия для мотивации профсоюзного членства, следует создать эффективную систему всей организаторской деятельности профсоюзных органов: локальную нормативную базу, систему подготовки и повышения квалификации профсоюзного актива, создание и поддержание благоприятного психологического климата профсоюзной организации. Важно в каждом профсоюзном комитете иметь команду единомышленников готовых вести агитационную работу среди работающих, не состоящих в профсоюзе.
 Нельзя забывать и о таком мотивирующем факторе, как поощрение профсоюзных активистов за добросовестный труд. Здесь можно использовать как моральное (благодарственные письма, Почетные грамоты, знаки профсоюзных органов и др.) и материальное (премии, ценные подарки и др.) поощрение.
Для стимулирования мотивации можно в коллективном договоре предусмотреть специальный раздел дополнительных льгот и гарантий для членов профсоюза.
 Председатели должны регулярно информировать всех работников предприятия (организации) о том, какова экономическая эффективность для каждого работника от Федерального отраслевого соглашения, областного трехстороннего Соглашения, коллективного договора, акцентируя внимание на том какие дополнительные гарантии включены в коллективный договор по сравнению с действующим трудовым законодательством.
 В любом случае и в любых условиях успех в решении проблем мотивации будет достигнут только тогда, когда будет соблюдаться принцип «Каждый профсоюзный орган, каждый профсоюзный лидер – для членов профсоюза», а не наоборот.

4. СИСТЕМА МОТИВАЦИИ ПРОФСОЮЗНОГО ЧЛЕНСТВА


 Система мотивации профсоюзного членства представляет собой нескольких блоков, состоящих из приоритетных направлений деятельности профсоюзной организации.
1. Правовая мотивация.
Правовая мотивация представляет собой работу по заключению Федеральных отраслевых соглашений, трехсторонних областных соглашений, отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, обеспечивающих более высокие социальные гарантии по сравнению с действующим законодательством, юридические консультации по различным отраслям законодательства, обучение трудовому законодательству, методам ведения переговоров, опирающимся на нормы действующего законодательства.
 2. Социально-психологическая мотивация:

 - карьера. К данной проблеме относится участие сотрудников организации в конкурсе на замещение того или иного вакантного места на общих основаниях, конкретное продвижение по службе, наличие символов служебного статуса (наименование должности, мобильная связь, отдельный кабинет и его месторасположение в офисе, оборудованное рабочее место и т.п.), ощущение причастности и значимости (благодарность за помощь, иные меры поощрения);
 - обучение. Организация и проведение регулярных тренингов, семинаров с целью повышения квалификации, курсы повышения квалификации, обучение и переобучение, связанное с карьерным ростом;
 - меры поощрения. За выполнение планов организации, за личный вклад в развитие организации, за длительный стаж в организации и другие меры, создающие ощущение причастности работников к управлению организацией и стимулирующие к повышению качества труда;
 - отдых, оздоровление, медицинское страхование. Отпуска (предложение выбора путевок, заключение договоров с турфирмами на льготное корпоративное обслуживание), совместный корпоративный отдых с частичной оплатой сотрудниками (кратковременные поездки в санатории, дома отдыха, выезды на природу, посещение спортивно-развлекательных комплексов согласно заключенных договоров на абонементное посещение сотрудниками), предоставление дополнительных отпусков, льготных путевок и т.п. за достижение положительных результатов работы;
 - внедрение соревновательных методов, с целью повышения производительности и качества труда, удовлетворения естественных человеческих потребностей быть первым, организация проведения различных производственных соревнований, конкурсов между работниками и структурными подразделениями, в т.ч. «Лучший по профессии», по соблюдению охраны труда, трудовой дисциплине и т.п.
3. Материальная мотивация
осуществляется преимущественно через коллективные договоры посредством разработки и внедрения оптимальных для конкретной организации систем оплаты труда, форм поощрения, компенсационных выплат и т.п. с применением методики оценки деятельности персонала.

5. МОТИВАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЯ

 В повседневной деятельности многие профсоюзные комитеты встречают недопонимание со стороны работодателя важности создания и деятельности на предприятии (организации) первичной профсоюзной организации. Для разрешения данной проблемы необходимо постоянно доказывать работодателю преимущества, которые возникают на предприятии (организации), где имеются первичные профсоюзные организации. Среди основных преимуществ следует отметить:
 - создание микроклимата организованности в коллективе;
 - поддержка коллективом действий работодателя, направленных на развитие предприятия (организации);
 - укрепление авторитета, имиджа руководителя;
 - достижение экономической стабильности;
 - организация трудового соперничества;
 - решение социальных вопросов через механизм заключения коллективного договора;
 - доведение до работников политики руководителя;
 - правовая защита руководителя от собственников или вышестоящих структур;
 - социальное партнерство на основе закона;
 - совершенствование знаний трудового законодательства;
 - защита интересов предприятия (организации) от собственника;
 - представительство интересов работодателя в судебных органах;
 - знание специфики работы с профсоюзом «изнутри»;
 - осуществление через профсоюз управленческих функций;
 - возможность объединения усилий коллектива для получения прибыли;
 - снятие с руководителя ответственности за принятие части решений;
 - решение неудобных вопросов жизни коллектива;
 - формирование здоровой оппозиции.

Нежелание же работодателя создать на предприятии первичную профсоюзную организацию:
 - подрывает авторитет руководителя;
 - создает неблагоприятную обстановку в коллективе;
 - создает возможность возникновения нездоровой оппозиции.

Таким образом, деятельность профсоюзного комитета по мотивации профсоюзного членства во многом основывается на:
 - информационной и разъяснительной работе о практической деятельности профсоюзной организации по защите интересов членов профсоюза;
 - показе практики исполнительской работы комитетов профсоюза (решения – результат);
 - создании системы правового всеобуча в профсоюзных организациях и формировании резерва кадров;
 - показе правоприменительной практики на конкретных примерах по защите прав членов профсоюза;
 - создании условий для гласности в работе профкома, развитии широких общественных начал в деятельности профсоюзной организации, привлечении к участию в деятельности профсоюза большего числа членов профсоюза, повышении общей культуры профсоюзной работы;
 - создании штата общественных агитаторов за профсоюз с условием их материального вознаграждения.





Учреждение общественного объединения
«Владимирский областной центр профсоюзов»

г. Владимир
2010 год















 
 
 
Текст документа в формате Word
 
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню